12.Доступная среда

Программа «Доступная среда» реализуется в РФ с 2011 года. За годы действия госпрограммы суммарно под потребности и возможности людей с ограничениями здоровья уже приспособлено более 18 тыс. социальных объектов во всех регионах нашей страны. Это школы, детские сады, поликлиники и аптеки, магазины и спортивные сооружения, банки, кинотеатры и прочие общественные учреждения. Все они были обязаны организовать пространство и доступ таким образом, чтобы инвалиды беспрепятственно могли получать товары и услуги. В 2018 году президент поручил правительству РФ проработать продление программы до 2025 года.

На текущий момент перед правительством поставлено сразу несколько задач:

  • подготовить предложения по применению электронного социального сертификата для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации;
  • представить предложения о создании инклюзивного Дома искусств,
  • создание реабилитационной инфраструктуры (модели по выстраиванию системы реабилитации);
  • предусматривать мероприятия, учитывающие потребности инвалидов, при разработке и корректировке госпрограмм, приоритетных проектов, в том числе в сфере здравоохранения, образования, культуры, обеспечения граждан жильем, формирования комфортной городской среды;
  • проработать такие направления социальной защиты и реабилитации инвалидов, как самостоятельное сопровождаемое проживание, включая учебное (тренировочное) проживание, когда инвалида обучают навыкам самостоятельной жизни.

Условия адаптации зданий и территорий

На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса — это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов. Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается. Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту. Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.

Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы

Программа «Доступная среда» была разработана Минтрудом и направлена на решение следующих задач:

  • оценка состояния и повышение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;
  • модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы
  • обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

В Государственную программу входят следующие подпрограммы:

  1. Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.
  2. Совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы.

Цели Программыформирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов наравне с другими людьми – к физическому окружению, транспорту, к информации и связи, а также объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Задачи Программы:

  • разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
  • разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
  • внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
  • повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
  • повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
  • увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
  • внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
  • оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.

С полным текстом данной государственной программы можно ознакомиться на сайте Минтруда Россиисайте государственной программы Российской Федерации «Доступная среда».

Осуществление программы «Доступная среда» в дошкольном образовательном учреждении

Для осуществления безбарьерного доступа детей-инвалидов в здание дошкольного образовательного учреждения к объектам и услугам в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 г.  № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» проведены мероприятия по обеспечению доступности и безопасности территории, зданий, помещений дошкольного образовательного учреждения. Определены ответственные должностные лица за организацию данной работы. В соответствии с методическими рекомендациями проведён инструктаж педагогических работников, работающих с ребенком-инвалидом по зрению, с целью оказания необходимой помощи в зависимости от характера нарушения зрительных функций, состояния здоровья при передвижении воспитанника по территории, зданию, помещениям дошкольного образовательного учреждения.

Информация о специально оборудованных учебных кабинетах                                                                                                

В МДОУ Чердаклинском детском саду №1 «Радуга» имеются музыкальный зал, спортивный зал, сенсорная комната и групповое помещение для детей с нарушениями зрения.

Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для полноценного осуществления образовательной деятельности в МДОУ Чердаклинском детском саду №1 «Радуга» функционируют групповое помещение для проведения практических занятий, которое обеспечено необходимым оборудованием и инвентарём, естественной и искусственной освещенностью, воздушно-тепловым режимом в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. Групповое помещение оборудовано специальными табличками со шрифтом Брайля.

Информация о библиотеках, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В групповом помещении имеется центр речевой активности, где представлены произведения художественной, научно-популярной и справочной литературы, которые доступны, в том числе для детей с нарушениями зрения.

Информация об объектах  спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Для реализации потребностей детей с нарушениями зрения в двигательной активности на занятиях и в свободной деятельности в детском саду  имеется необходимое физкультурно-спортивное оборудование. Для физического развития детей в спортивном  зале имеется спортивный инвентарь, позволяющий обеспечивать оптимальное физическое развитие воспитанников в совместной деятельности педагогов с детьми и самостоятельной двигательной деятельности детей. 

Информация о средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:

Для организации разнообразных видов деятельности воспитанников дошкольное образовательное учреждение обеспечено средствами обучения и воспитания:

— игровым и учебным оборудованием (дидактические игры, игрушки, учебные пособия),

— спортивным оборудованием и инвентарем (мячи, гимнастические маты, обручи и др.),

— учебно-наглядными пособиями (тематические книги, плакаты, различный демонстрационный материал),

— компьютерным оборудованием, оснащенным доступом к информационно-телекоммуникационным сетям (ноутбук, мультимедийный проектор) для организации работы педагога,

— аппаратно-программными и аудиовизуальными средствами (цифровые образовательные ресурсы, записанные на диски, флэш-карты с презентациями и демонстрационными материалами для проведения образовательной деятельности по образовательным областям – познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое),

— печатными и иными материальными объектами, необходимыми для организации образовательной деятельности с воспитанниками (книги, энциклопедии и др.).

Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Наше дошкольное образовательное учреждение имеет следующие условия, обеспечивающие беспрепятственный доступ на территории и в здании детского сада:
разработан паспорт доступности;
— центральный вход с улицы оборудован пандусом с поручнями;
— имеется кнопка вызова персонала;
— разработана адаптированная основная образовательная программа для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения;
— помещения дошкольного образовательного учреждения, вывеска с названием работы и распорядком дня выполнены рельефно — точечным шрифтом Брайля.
Информация о специальных условиях питания

В МДОУ Чердаклинском детском саду №1 «Радуга» питание осуществляется согласно требованиям СанПиН 2.4.1.3049-20 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».  МДОУ Чердаклинский детский сад №1 «Радуга» обеспечивает гарантированное сбалансированное 4-х разовое питание при 10,5-часовом пребывании детей в детском саду по утвержденным нормам. Создание специального отдельного меню для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения возможно при наличии потребностей. Питание воспитанников осуществляется в групповом помещении.

Информация о специальных условиях охраны здоровья

В МДОУ Чердаклинском детском саду №1 «Радуга» созданы условия охраны здоровья воспитанников, в том числе  детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Наряду с традиционными формами работы по физической культуре: утренней гимнастикой, НОД, подвижными играми, физкультминутками, гимнастикой после дневного сна, активным отдыхом используются и нетрадиционные формы оздоровления: дыхательная гимнастика, оздоровительный бег, фитонцидотерапия (лук, чеснок). С целью снижения заболеваемости в детском саду успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная.  Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются в зависимости от сезона и погоды.    

Информация о доступе к информационным системам и информационным сетям, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Воспитанники самостоятельный доступ к информационным системам, электронным образовательным ресурсам не имеют, в том числе приспособленных для использования детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Дошкольное образовательное учреждение не предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам детям дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Для обеспечения «равного доступа к образованию» для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашем дошкольном образовательном учреждении имеются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения:

· Дети дошкольного возраста с нарушениями зрения  обучаются по индивидуальным образовательным маршрутам;

· Имеются следующие технические средства обучения, предназначенные для всех категорий воспитанников, в том числе и для детей дошкольного возраста с нарушениями зрения: мультимедийные установки (проектор, ноутбук), магнитофон, сенсорное оборудование и т.д.

Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей детей дошкольного возраста с нарушениями зрения предусматривается:

— возможность индивидуального сопровождения воспитанников учителем-дефектологом;

— работа с семьями воспитанников;

— методическая работа с воспитателями.

Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Наличие общежития и интерната не предусмотрено.

Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Наличие общежития и интерната не предусмотрено.

Вы можете следить за комментариями к этой статье по RSS 2.0. Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.
Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать следующие теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

WordPress Lessons